ДЕТСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

АБВГДЕЙКА

Адрес: Бурятия Улан-Удэ Сахьяновой, 9 в, офис 7. Чайковского, 8. Хоца Намсараева, 5 а


Телефон: 89834357328

E-mail: burdukovaelena@yandex.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

 

 

                         

                                                                                             

 

 

                                        

 

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                 по проектной деятельности

«Юные знатоки»

для обучающихся первых  классов

 

 

                                               

 

                                                 Разработчики:

                                                                        учителя начальных классов

                    Алейникова Оксана Сергеевна

 Гомбоева Наталья Сергеевна                                                          

                                                                         Бурдукова Елена Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Улан - Удэ

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в повседневной жизни, профессиональной деятельности, при самоопределении. Важным становится воспитание  свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

 Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и раньше учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Проектная деятельность  развивает познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление.

Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочную деятельность. Проектная деятельность органично вписывается в школьное жизнеустройство, не заменяя уже сложившиеся формы организации обучения, но активизируя их.      

         Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов.   Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие  всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы. 

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, что обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи  программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

            5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых ( иногда путем самообразования).

Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное  место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (УУД – универсальные учебные действия), а именно:

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Исследовательские: выдвижение  предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности, осуществление самооценки.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов  в усвоении учащимися   содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов.  С другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Форма организации: клубные занятия проводятся 2 раза в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)  Клубная проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). 

 

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

 

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественнонаучные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

  Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

 

Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса в 1-м классе

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

организация на уроке

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

 

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•          планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

 

 

  • •в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • •преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;
  • •проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

 

       

 

Роль учителя в проектной деятельности 

  Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.  

          Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

        Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

 

Общие правила для педагогов – руководителей проектов 

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Избегайте следующих опасностей:

-подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки;

 -при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

-переоценка результата проекта и недооценка его процесса.Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы

Примерные критерии оценок проектной деятельности: 

1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств

 

Последовательность работы над проектом

Технологический  (творческий) проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

  1. Сделать подарок.
  2. Подготовиться к празднику.
  3. Что-то другое…

Что будем делать?

  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
  2. Определяем конструкцию изделия.
  3. Подбираем подходящие материалы.
  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
  5. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

  1. Подбираем технологию выполнения.
  2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
  3. Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
  2. Изготавливаем изделие.
  3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

  1. Что решили делать и для чего.
  2. Как рождался образ объекта.
  3. Какие проблемы возникали.
  4. Как решались проблемы.
  5. Достигнут ли результат.

 

 

 

Вариант 1

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Класс

 

 

Темы занятий

Количество часов

В школе

(в классе)

Вне школы (класса)

Теория

Практика

 

1 этап

1. Проект? Проект!

 

 

+

 

 

1ч.

 

 

2. Как выбрать тему  проекта?

 

 

+

 

1ч.

1ч.

 

3. Какими могут быть  проекты?

 

 

+

 

1ч.

 

 

4. Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

 

 

+

1ч.

1ч.

 

5. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

 

 

 

 

+

 

 

1ч.

 

 

1ч.

 

6. Наблюдение как способ выявления проблем.

 

+

+

1ч.

1ч.

 

7. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

 

 

+

 

 

 

1ч.

 

 

1ч.

 

8. Выдвижение идеи (мозговой штурм);

 

+

 

1ч.

1ч.

 

9. Постановка вопроса (поиск гипотезы);

10. Формулировка предположения (гипотезы);

 

+

+

 

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

 

11. Развитие умения видеть проблемы.

 

+

 

1ч.

1ч.

 

12. Развитие умения выдвигать гипотезы.

 

+

 

1ч.

1ч.

 

13. Развитие умений задавать вопросы.

 

+

 

2ч.

2ч.

 

14. Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей

 

+

 

+

2ч.

2ч.

 

15. Обоснованный выбор способа выполнения задания;

 

 

+

 

 

1ч.

 

1ч.

 

17. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек;.

 

 

+

 

 

2ч.

 

2ч.

 

18. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

 

 

+

 

 

1ч.

 

1ч.

 

19. Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

 

 

+

 

 

4ч.

 

4ч.

 

20. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

 

 

+

 

 

6ч.

 

6ч.

 

21. Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

 

 

 

+

 

+

 

 

2ч.

 

 

2ч.

Всего     -    66 часов

Первый уровень результатов

 (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

 

Вариант 2

Календарно-тематическое планирование

Класс

Примерные направления деятельности

Количество часов

Теория

Практика

1 класс

Проект? Проект!

Слон и Мамонт.

Игрушки и школьные принадлежности.

Мы – волшебники.

Зачем нужны цифры?

Зачем нужны буквы?

Прямые и кривые.

Осень на дворе.

Направления.

Как много интересного вокруг.

Как развиваются растения?

Буквы превращаются…

Чистый ли снег?

Зима пришла.

Что означают наши имена?

Математические развлечения.

Математический праздник.

Уголки.

Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).

Морской бой.

Числа в пословицах и поговорках.

Нумерация вокруг нас.

Измерения (что меряют, чем меряют).

Способы шифрования текстов.

 Приспособления для шифрования.

Шифрование местонахождения.

Игра «Поиск сокровищ».

Создание сборника пословиц и поговорок.

Создание сборника побасенок.

Создание сборника загадок.

Викторина.

Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).

Создание собственных сказок.

Создание коллажа «Моя Родина».

Составление Толкового словарика

Сезонные явления природы

Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)

Домашние животные вокруг нас

Поведение домашних животных (на конкретном примере)

Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)

Рецепты домашней кухни

Пестование младенцев в культуре народов моего края.

Традиционные детские игрушки народов моего края.

Топонимика моего края и народные толкования топонимов.

 

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

0,5

 

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

 

 

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

1,5

 

1,5

1,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Длительный**

Длительный

1,5

0,5

1,5

1,5

Длительный

1,5

Длительный

Длительный

 

 

1,5

0,5

1,5

 

Длительный

3,5

1,5

1,5

Длительный

 

Длительный

Длительный

1,5

Длительный

 

 

Длительный

 

 

Длительный

1,5

Длительный

Длительный

Длительный

 

Длительный

Длительный

 

Длительный

 

 

1,5

1,5

 

1,5

 

Длительный

 

 

2 класс

Логические игры в древней истории.

Логические игры в книгах.

Логические игры в фильмах.

Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.

Единицы измерения в Древней Руси.

Единицы измерения в других странах.

Числа в спорте.

Математика в раскрое одежды.

Математика в торговле.

Математика в строительстве.

Математика в кулинарии.

Математика в Древнем мире.

Профессии, требующие хорошей математической подготовки.

Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.

 Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.

Конкурс дешифраторов.

Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Создание собственных сказок.

Создание сборника произведений о войне.

Подготовка сборника произведений о Родине.

Викторина по произведениям любимых писателей.

Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина

«Улицы нашего города» (установление истории названия)

Составление Толкового словарика

Местные виды птиц

Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года 

Грибы своей местности

Местные виды насекомых

Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.

Наш семейный альбом

Имена родного края

Памятники города

Осенние работы и праздники в традиции народов моего края.

Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.

Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.

Летние работы и праздники в традиции народов моего края.

Терминология родства и свойства в языке народов моего края.

«Старый и малый» в культуре народов моего края.

Героический эпос народов моего края.

 

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

0,5

 

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0.5

 

Длительный

Длительный

Длительный

Длительный

 

1,5

2,5

 

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1,5

1,5

 

Длительный

 

Длительный

 

1,5

Длительный

 

 

Длительный

Длительный

 

Длительный

 

1,5

 

Длительный

 

1,5

 

Длительный

 

Длительный

 

1,5

2,5

Длительный

 

Длительный

1,5

2,5

Длительный

 

Длительный

 

Длительный

 

Длительный

 

2,5

 

2,5

 

2,5

 

3 класс

Забытые игры.

Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.

Конкурс на самый экономный раскрой.

Книга о математике в Древнем мире.

Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

Постановка по книге о числах.

Коллекция самодельных измерительных приборов.

Передача тайного смысла в картинах.

 Передача тайного смысла в книгах.

Создание приспособления для шифрования.

Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Создание собственных сказок.

Создание сборника стихов русских поэтов IXI в.

Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».

Викторина по произведениям любимых писателей.

«А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).

«Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».

Составление Толкового словарика

Погода своего региона

Минералы и горные породы своей местности

Почвы своей местности

Дикорастущие растения своего региона

Культурные растения своего региона

Изменение частоты пульса в течение суток

Изменение температуры тела в течение дня

Режим дня младшего школьника

Рациональное питание младшего школьника

Источники шума вокруг нас

Сезонные игры народов нашего края

Наш семейный альбом

Прошлое в названиях городов России

Памятники столицы России

Памятники Читы

Традиция наречения имени в культуре народов моего края.

Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.

Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.

Исторические песни и предания народов моего края.

 

1,5

0,5

 

0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

 

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

 

 

0,5

 

1

0,5

0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

 

0.5

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

0.5

 

0,5

 

Длительный

Длительный

 

2,5

 

Длительный

1,5

 

5,5

Длительный

 

2,5

2,5

Длительный

 

Длительный

 

 

Длительный

3,5

 

2,5

 

1,5

 

Длительный

 

 

 

Длительный

 

Длительный

Длительный

3,5

 

2,5

Длительный

 

Длительный

Длительный

 

Длительный

 

2,5

Длительный

 

2,5

Длительный

Длительный

3,5

2,5

2,5

3,5

 

3,5

 

3,5

 

3,5

 

4 класс

Книга о логических играх.

Способы шифрования текстов.

 Приспособления для шифрования.

Шифрование местонахождения.

Акростихи.

 Передача тайных посланий с помощью СМИ.

 Знаки в шифровании.

Обзор способов шифрования.

Создание (обогащение) сборника пословиц и поговорок.

Создание  (обогащение) сборника побасенок.

Создание  (обогащение) сборника загадок.

Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.

Создание собственных сказок.

Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».

Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:

— Какие произведения о Великой Отечественной войне вы

читали?

— В каких из этих произведений рассказывается о детях?

— Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?

— Как складывается судьба таких героев?

— Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?

Подготовка читательской конференции. Темы выступлений:

— Образ Родины в картинах художников.

— Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.

— Образ Родины в произведениях композиторов.

Составление Толкового словарика

Экологические связи в природе

Местная экосистема (луг или др.)

Влияние факторов среды на рост и развитие растений

Хозяйственная деятельность людей в своем регионе

Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности

Загрязнение местных экосистем

Правила поведения в экосистеме

Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона

Природоохранная деятельность человека в своем регионе

Связь между состоянием природы и здоровьем человека

Сезонные игры народов разных регионов России и мира

Моя родословная

История в названиях рек, морей, океанов

История в названиях городов мира

Природные материалы моего края и местные художественные промыслы.

Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.

Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.

Мои земляки в истории России.

Мои земляки в культуре России.

Хозяйственные промыслы моего края и будущее России

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

 

2,5

 

1,5

1,5

 

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,5

 

 

 

 

 

 

 

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,5

0,5

0,5

 

 

Длительный

1,5

1,5

1,5

Длительный

0,5

 

1,5

0,5

Длительный

 

Длительный

 

Длительный

 

Длительный

 

 

3,5

 

Длительный

5,5

 

5,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5,5

 

 

 

 

 

 

 

Длительный

2,5

Длительный

Длительный

 

Длительный

 

Длительный

 

Длительный

 

5,5

 

 

Длительный

 

Длительный

 

Длительный

 

Длительный

3,5

 

3,5

 

Длительный

 

 

5,5

 

 

Длительный

 

 

Длительный

Длительный

Длительный

 

Примечание:* Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, городского, краевого и Российского)

 **«Длительные» проекты во времени не ограничены. Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся.

 

Примеры проектов в рамках курса «Математика»

Тема: математические развлечения

Примеры подтем:

 

 

  • Игры с числами.
  • Невозможные рисунки.
  • Логические задачи.
  • Магические квадраты.
  • Старинные задачи.
  • Фокусы с числами.
  • Логические игры.
  • Развертки.


Примеры проектов:

  • Бумажный домик с мебелью.
  • Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).
  • Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).
  • Конкурс математических развлечений.
  • Энциклопедия математических развлечений.
  • Математический праздник.

Тема: логические игры

Примеры подтем:

 

  • Шашки.
  • Шахматы.
  • Нарды.
  • Уголки.
  • Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).
  • Морской бой.
  • Логические игры в древней истории.
  • Логические игры в книгах.
  • Логические игры в фильмах.
  • Забытые игры.

 

Примеры проектов:

  • Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
  • Комплекты для игр.
  • Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.
  • Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.
  • Книга о логических играх.

Тема: математика вокруг нас

Примеры подтем:

 

  • Числа в пословицах и поговорках.
  • Нумерация вокруг нас.
  • Измерения (что меряют, чем меряют).
  • Единицы измерения в Древней Руси.
  • Единицы измерения в других странах.
  • Числа в спорте.
  • Математика в раскрое одежды.
  • Математика в торговле.
  • Математика в строительстве.
  • Математика в кулинарии.
  • Математика в Древнем мире.
  • Профессии, требующие хорошей математической подготовки.


Примеры проектов:

  • Макеты зданий из простых геометрических тел.
  • Конкурс на самый экономный раскрой.
  • Книга о математике в Древнем мире.
  • Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».
  • Постановка по книге о числах.
  • Коллекция самодельных измерительных приборов.

Примеры проектов в рамках курсов  «Русский язык» и «Литературное чтение»

Тема: шифры

Примеры подтем:

  •  Способы шифрования текстов.
  •  Приспособления для шифрования.

 Шифрование местонахождения.

  •  Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
  •  Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
  •  Передача тайного смысла в картинах.
  •  Передача тайного смысла в книгах.
  •  Акростихи.
  •  Передача тайных посланий с помощью СМИ.
  •  Знаки в шифровании.

Примеры проектов:

  •  Игра «Поиск сокровищ».
  •  Конкурс дешифраторов.
  •  Создание приспособления для шифрования.
  •  Постановка по произведению о шифрах.
  •  Обзор способов шифрования.

 Тема: малые жанры устного народного творчества

(пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)

Проекты:

  • Создание сборника пословиц и поговорок.
  • Создание сборника побасенок.
  • Создание сборника загадок.
  • Викторина.
  • Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Тема: сказки

Проекты:

  • Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
  • Герои сказок в лепке.
  • Герои сказок в рисунках.
  • Создание костюмов для сказочных персонажей.
  • Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
  • Создание собственных сказок.
  • Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».

Тема: произведения русских поэтов XIX  в.

Проекты:

  • Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора!  Очей очарованье!».
  • Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
  • Создание сборника стихов русских поэтов XIX в.

Тема: никто не забыт, ничто не забыто

Проекты:

  • Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:

— Какие произведения о Великой Отечественной войне вы

читали?

— В каких из этих произведений рассказывается о детях?

— Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?

— Как складывается судьба таких героев?

— Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?

  • Создание сборника произведений о войне.
  • Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».

Тема: моя Родина

Проекты:

  • Подготовка сборника произведений о Родине.
  • Создание коллажа «Моя Родина».
  • Подготовка читательской конференции. Темы выступлений:

— Образ Родины в картинах художников.

— Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.

— Образ Родины в произведениях композиторов.

Тема: былины

Проекты:

  • Организация выставки книг.
  • Создание сборника былин.
  • Подготовка аудиоальбома.

Тема: любимые писатели, герои, произведения

Проекты:

  • Подготовка к параду живых героев.
  • Викторина по произведениям любимых писателей.
  • Драматизация лучших фрагментов книг.
  • Создание сборника любимых произведений.

Проект «Путешествие в прошлое»

Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:

  • проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»;
  • проект «Что значат наши имена»;
  • проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).

Проект  «Занимательная топонимика»

История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц.

Проектная и поисковая деятельность учащихся:

  • проект «Улицы нашего города» (установление истории названия);
  • проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».

Составление Толкового словарика

Игровая форма «А я узнал, что…»: учащиеся ведут общий классный словарик, в который записывают толкование слов, значение которых они раньше не знали, но посмотрели толкование в словарях или уточнили у взрослых

Примеры проектов в рамках курса «ИЗО и художественный труд»

Тема: узоры

Примеры подтем:

 

  •  Узоры в Древней Греции.
  •  Узоры в Древнем Риме.
  •  Узоры в Древнем Египте.
  •  Узоры в Древней Руси.
  •  Закономерности в узорах.
  •  Узоры на зданиях.
  •  Узоры на одежде.
  •  Узоры на посуде.
  •  Узоры на оружии.
  •  Узоры в оформлении книг.
  •  Магические узоры.


Примеры проектов:

 

  •  Вышивка с узорами.
  •  Энциклопедия узоров.
  •  Украшение класса узорами.
  •  Демонстрация моделей одежды с узорами.
  •  Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
  •  Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
  •  Исследование: «Узоры в истории нашего края».
  •  Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
  •  Программа создания узоров на компьютере.

 

Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир»  в начальной школе имеет отличительные особенности:

  • во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
  •  во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
  •  в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.

Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для  сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

Ниже в таблице представлены примерные направления проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности ее организации.

Примерные направления проектной деятельности в курсе «Окружающий мир»

Объект исследования: объекты и явления природы

  • Сезонные явления природы
  • Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года 
  • Погода своего региона
  • Минералы и горные породы своей местности
  • Почвы своей местности
  • Дикорастущие растения своего региона
  • Культурные растения своего региона
  • Грибы своей местности
  • Местные виды насекомых
  • Разнообразие и поведение рыб (на примере обитателей аквариума)
  • Местные виды птиц
  • Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
  • Домашние животные вокруг нас
  • Поведение домашних животных (на конкретном примере)
  •  Экологические связи в природе
  • Местная экосистема (луг или др.)
  • Влияние факторов среды на рост и развитие растений

Объект исследования: деятельность человека в природе

  • Хозяйственная деятельность людей в своем регионе
  • Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности
  • Загрязнение местных экосистем
  • Правила поведения в экосистеме
  • Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона
  • Природоохранная деятельность человека в своем регионе
  • Связь между состоянием природы и здоровьем человека

Объект исследования: организм человека

  • Изменение частоты пульса в течение суток
  • Изменение температуры тела в течение дня
  • Режим дня младшего школьника
  • Рациональное питание младшего школьника
  • Источники шума вокруг нас

Объект исследования: игры народов России и мира

  • Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
  • Сезонные игры народов нашего края
  • Сезонные игры народов разных регионов России и мира
  • Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.

Объект исследования: семейная культура

  • Моя родословная
  • Наш семейный альбом
  • Рецепты домашней кухни

Объект исследования: Россия и мир на карте

  • Имена родного края
  • История в названиях рек, морей, океанов
  • Прошлое в названиях городов России
  • История в названиях городов мира

Объект исследования: великие люди России и мира

  • Памятники города
  • Памятники столицы России
  • Памятники Читы

Примеры направлений работы над проектами

Тема: человек и природа

  • Осенние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Природные материалы моего края и местные художественные промыслы.
  • Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.
  • Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.

Тема: человек и семья

  • Терминология родства и свойства в языке народов моего края.
  • Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
  • Пестование младенцев в культуре народов моего края.
  • Традиционные детские игрушки народов моего края.
  • Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
  • Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
  • «Старый и малый» в культуре народов моего края.

Тема: человек и история

  • Топонимика моего края и народные толкования топонимов.
  • Героический эпос народов моего края.
  • Исторические песни и предания народов моего края.
  • Мои земляки в истории России.
  • Мои земляки в культуре России.
  • Хозяйственные промыслы моего края и будущее России

 

Пример реализации проекта (3-4 класс)

Проект по теме «Природные зоны» (4 часа)

Цель проекта: изучение материала о природных зонах Земли.

Организация деятельности учащихся. Класс делится на малые группы по 3-5 человек так, чтобы создать группы, работающие по следующим темам:

  • зона арктических пустынь;
  • зона тундры;
  • зона лесов;
  • зона степей;
  • зона пустынь.

Каждая группа получает задание по изучению одной из природных зон, работа в группе распределяется по рекомендации учителя: руководитель группы, два художника и не менее двух выступающих. Вся работа делится на три этапа:

Первый этап

  • организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);

Второй этап

  • работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание презентаций);

Третий этап

  • выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией;
  • заполнение обобщающей таблицы с характеристиками природных зон;
  • общеклассное обсуждение результатов;
  • выполнение итогового теста;
  • оценка и рефлексия (что я в следующий раз сделаю иначе)

Задание для учащихся

План сообщения по теме «Природная зона»

  1. 1.                   Название. Где находится. Уметь показать на карте. 
  2. 2.                   Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков  и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать по атласу/. 
  3. 3.                   Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь гербарии или иллюстрации/. 
  4. 4.                   Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь иллюстрации/. 
  5. Взаимосвязи животного и растительного мира  в данной природной зоне. Привести примеры 2-3 пищевых цепей. /иметь иллюстрации/
  6. Особенности жизнедеятельности  человека в данной природной зоне.
  7. Экологические проблемы. Меры по охране природы.

Порядок действий

  1. Найти материал по данной природной зоне в учебнике и дополнительной литературе.
  2. Изучить материал и заполнить /карандашом/ таблицу в тетради.
  3. Распределить обязанности в группе и записать в таблицу.

Фамилия, имя

Что делает

Самооценка

Оценка группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отобрать необходимый материал для докладов.
  2. Подготовить необходимые иллюстрации, образцы из гербария.
  3. Подготовить рассказ группы о природной зоне, сопровождаемый иллюстрациями. Время рассказа – не более 15 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  4. Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  6. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  8. Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  9. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  10. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  11. Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

 

 

  АБВГДЕЙКА

Бурятия.  Улан-Удэ 

  


 Все дети талантливы.

 Главное - найти   талант, сохранить его и развить:) 


 

 

Заповеди для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. НЕ требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть «горький хлеб». Ибо, что посеешь, то и взойдет.

4. 
Не относишь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и 
будь уверен, что ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может, и больше,
поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи для человека – это его встреча с детьми. Обращай больше внимания на них.

7. 
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. 
Ребенок, это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью. Это 
драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем 
творческого огня.

Януш Корчак

33 заповеди родителям от детей  

 1. Не балуйте меня, вы меня этим испортите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2. Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

 3.Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно занимались мной.

4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко 

  1. мне чересчур много внимания.

  2. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю 

    вашего внимания. Это только вдохновляет меня на их продолжение. 

  3. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.

  4. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

  5. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только

    за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших побед над вами.

  6. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я

    иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

  7. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

  8. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

  9. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.

  10. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

  11. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться и притворяться глухим.

  12. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, 

    как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

  13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

  14. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

  15. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для 

    вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда и я с вами буду торговаться этими словами и, поверьте – я окажусь с прибылью.

  16. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их извлекать из них уроки. Но если вы 

    будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

  17. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте. 

    Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

  18. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.

  19. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо 

    больше внимание на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.

  20. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, 

    но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

  21. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные предположения.

  22. Если я увижу, что вы любите больше брата или сестру я вам жаловаться не буду. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.

  23. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со 

    своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

  24. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если 

    вы не будете на них отвечать, я вообще, перестану задавать их вам, и буду искать информацию где-то на стороне.

  25. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне – я буду

    доверять вам.

  26. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

  27. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на 

    ваши инициативы.

  28. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большой ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть

    важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

  29. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

  30. Мне важно знать от вас, что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами, что правильно, а что нет.

 

Литература:

    • Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
    • Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
    • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000
    • Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1994.
    • Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
    • Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 1997.
    • Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
    • Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
  • Список литературы, использованной при составлении программы.
    • Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993.
    • Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
    • Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.

 

© burdukovaelena

Бесплатный хостинг uCoz